ФЭНДОМ

Введение

Реконструируя охоту Тираннозавра многие авторы документальных и художественных фильмов, вполне естественно, просто переносят способы охоты современных хищников на него, делая из гигантского Теропода огромное подобие льва, или тигра. Мол, шла та же самая игра дистанции: кто кого вовремя увидит, кто окажется изворотливее, ловчее, быстрее. Говоря о Тираннозавре мы зачастую говорим о том, чем понятия не имеем. Поэтому и приходится проводить анологии между современным хищниками и жертвами, и гигантами древности. Но на самом деле, и Тираннозавр и его жертвы сильно отличались от тигров и антилоп. Это было, скорее медлительное преследование на измор, чем молниеносное нападение льва на зебру.

Почему Тираннозавр - не лев

От многих современных сухопутных хищников, с которыми его сравнивают, Тираннозавр кардинально отличался прежде всего размерами. Вес Тираннозавра по некоторым современным работам оценивается вплоть до 18,5 тонн. Даже самые крупные современные хищники рядом не стояли с ним. Кроме массы, Тираннозавра характеризует также и большие размеры: длина и высота. Его высота в бедрах могла достигать 3.5 - 4 метров.

По сравнению с высотой в плечах у львов до 1.2 метра. Со своей огромной высоты Тираннозавр имел хороший обзор. Но с другой стороны и сам он был очень заметным. Это животное имело гораздо более длинные ноги, чем слон. Подобраться к кому-либо незаметно Ти-Рексу было сложнее, чем современному слону. А слон, как известно, не особо блещет таким талантом. Не мог Ти-Рекс и подползать к кому-либо на брюхе: уж больно неудобно быстро стартовать из такой позиции многотонному гиганту, да и нет у него развитых передних лап. Так что если бы Ти-Рекс вздумал ползти на брюхе, он производил бы немало шума. Между тем, его жертв характеризовало то же самое. Они были крупнее современных оленей и антилоп, а значит, имели бОльший радиус обзора. Судя по всему, у Гадрозавров было и хорошее обоняние. По поводу зрения идут споры. Но, я думаю, что и зрение у них не было плохим: иначе зачем де им многочисленные гребни - украшения на головах? Для животных, в жизни которых зрение играет малую роль, это бессмысленно. То же самое можно сказать про Цератопсид. Итак, подобраться незаметно к жертве Ти-Рексу вряд ли удавалось бы. В зарослях ему пришлось бы прорываться сквозь сучки и ветки, на открытом пространстве лишь слепой не увидел бы его заранее. Можно предположить, что он охотился из засады, как крокодил. Но, если бы дело обстояло так ему не нужны были бы длинные и сильные задние лапы. А ведь это вторая его характерная черта. Ноги Тираннозавра при примерно равном весе раза в полтора длиннее, чем у слона. А мышечная масса двух его ног в два раза больше, чем оная с четырех ног слона. Засаднику же нужны не длинные, а короткие ноги, чтобы максимально быстро стартовать. Длительно же преследовать жертву ему не нужно. Распространено мнение, что хищные динозавры гонялись за растительноядными. Скорость бега Тираннозавра многократно обсуждалась. Это считалось одним из важнейших его параметров. Но на самом деле, очень сомнительно, что Тираннозавр, и вообще, все подобные динозавры быстро бегали, или хотябы ходили. Когда Ти-Рекс делает шаг вперед, он отталкивается одной ногой, и опирается на другую. При этом его центр тяжести расположен очень высоко, а впереди нет опорных передних конечностей. В итоге для массивного центра тяжести есть опора только одной задней ноги. Чем выше скорость Ти-Рекса, тем больше его инерция. Для любых подобных динозавров очень неудобно двигаться с большой скоростью из-за всех этих факторов. Они сильно рискуют опрокинуться вперед. А кроме того, зачастую Ти-Рекс обитал в такой топкой среди, типа болот и мангровых зарослей, в которых не особо разбегаешься. Кроме самого Ти-Рекса существует ряд Теропод подобных размеров, что объединяет их между собой схожими локомоторными "проблемами". Скорее всего, никто из них не то что не бегал, но даже и не пытался особенно быстро ходить. Гиганотозавр сосуществовал с многочисленными Зауроподами. То же можно сказать про Кархародонтозавра, или Мапузавра. Им всем просто-напросто не требовалось гоняться быстро за жертвами. Это очевидно! Тираннозавр отличается от всех этих ящеров тем, что сосуществовал с относительно более мелкими и быстроходными динозаврами. Гадрозавры возможно, могли двигаться достаточно быстро, не имея многих "Тираннозавровых" проблем. Трицератопсы также могли быть сравнены скоростью с носорогами, о чем пишет например, Кумбс в своей работе. Тираннозавр же как минимум не мельче Гиганотозавра и Мапузавра, "моделей", которые разрабатывались для обслуживания медлительных Зауропод. Он также явно больше своих экологических предшественников. Еще одно заблуждение насчёт охот Тираннозавра - это стремление навязать этим громадным хищникам стайный образ жизни: дескать, Тираннозавра и другие крупные Тероподы охотились большими стаями, совместно загоняя добычу в угол и расправляясь с нею. Однако, данный стиль охоты в большей степени характерен для млекопитающих, чем для птиц или рептилий - более близких динозаврам существ. Также, он совершенно отпадает для Тираннозавра ввиду его повышенной внутривидовой агрессивности, которая привела бы к тому, что стая Тираннозавров просто сама по себе развалилась. Возможно, некоторые крупные тероподы могли объединяться в группы для совместной охоты - в частности, такое предполагается для Тарбозавра. Но Тарбозавр слишком уж отличается от Тираннозавра - как сам по себе анатомически, так и видовым набором жертв в своей среде. Так как же охотился Тираннозавр?

Охота Тираннозавра

Тираннозавру открывался с его высоты достаточно неплохой обзор. Его зрение, возможно, было достаточно острым, а сила его обоняния - бесспорна. Что-что, а обнаружить добычу он точно мог! Что же делать дальше? Если ты не можешь подкрадываться, или быстро бегать, то остается только... Просто медленно идти! И не выпускать из поля зрения. Тираннозавр мог быть неспешным, но неотвратимым преследователем. Это бы многое объяснило. Размеры, стереоскопическое зрение, суперобоняние - для того, чтобы не выпускать жертву из поля зрения. Если Ти-Рекс наметил себе жертву, он будет ее преследовать до последнего.

Figure4a 512

Он видит тебя. И не прекратит преследование!

Он преследует ее "по зрячему", пока видит. И находит обонятельный след, когда теряет из виду. Неспешно так, как убийца в ночном кошмаре... Жертве в свою очередь трудно скрыться из-за своих размеров, и размеров Ти-Рекса. Преследование зачастую велось по пересеченной местности, что утомляло жертву. В свою очередь сам длинноногий Ти-Рекс тратил минимум энергии. Там, где Трицератопс сделает 4 шага, ему достаточного одного! Длинные и сильные ноги могли быть нужны не для бега, а для длительного преследования на измор. Если это так, то Тираннозавру требовалось быть очень целеустремленным животным. Можно даже сказать, настырным. Ведь он должен был, не отвлекаясь, преследовать один раз намеченную цель. Это связанно с тем, что ему требовалось истощить конкретного динозавра, а не отвлекаться на краткие погони за каждым встречным, как это делают сейчас тигры. Растительноядным требуется питаться чаще, чем хищникам. Это связанно с меньшей продуктивностью их корма. Так что у преследуемого Тираннозавром животного не было возможности подкормиться, в то время как сам преследователь (тиран!) не так остро нуждался в этом. В итоге жертва слабела от постоянного лазанья по болотам в полуголодном состоянии. Постепенно, она сбавляла скорость, и Тираннозавр приближался. Наконец, он получал свою добычу... Это напоминает современные преследования буйволов комодским вараном: неспешное, но неотвратимое. Эта гипотеза значительно бы объяснила многие анатомические странности Ти-Рекса: его длинные и сильные ноги - для длительной ходьбы; комбинация зрения и обоняния - для того, чтобы преследовать длительно одну цель; размеры - в том числе и для обзора. Такой стиль охоты не требует максимально ускоряться, или лежать в засаде. Может быть, он даже издавать инфразвуковой рев, чтобы максимально ослабить жертву.

Лучше такой охоты может быть только... Сбор падали! Огромные Тираннозавры с их способностью обозревать большие пространства отлично приспособлены к обнаружению падали. А их размеры и сила гарантировали отсутствие конкурентов. Весьма возможно, что огромную долю от рациона взрослых Ти-Рексов занимала падаль. Это, так сказать, элитное питание Мелового периода.

Преследование Трицератопсов

Примерно вот так могла бы выглядеть такая охота в реальности. Довольно сильно отличается от того, что предлагают матовосенсациологи.

Падаль проще всего (с энергетической точки зрения) добыть. Подходи, и ешь. Надо только: а) Вовремя заметить б) Вовремя поспеть в) Послать конкурентов куда подальше И Ти-Рекс замечательно обладал всеми этими способностями! Сейчас в саваннах огромную долю падали утилизируют грифы. Они используют возможность обзора, свое зрение и крылья, чтобы идеально исполнять два первых требования к падальщику. Хотя и лишен третьей черты. Ти-Рекс же сочетал в себе все эти необходимые три черты падальщика. Кроме того, он мог не только подобрать безхозную падаль, но и отнять только что убитую добычу у хищника. Мы уже разобрали, насколько энергетически трудна ему была охота. Так что если была падаль, он с удовольствием пользовался ей. Но, мне все-таки кажется, что он не мог питаться исключительно падалью, и иногда, а может быть и зачастую, был вынужден охотится. Охоты эти были неспешными, но целеустремленными. Во время таких охот Ти-Рекс оправдывал свою характеристику тирана!

Заключение

Все анатомические особенности Ти-Рекса не подходят ни для засадного, ни для подкрадывающегося хищника. Если он и охотился, то, видимо, длительными преследованиями на измор. В этом ему помогали органы чувств, возможность обзора, и длинные ноги. Другой весьма вероятный источник питания - падаль и добыча других хищников. Тираннозавр неплохо приспособлен для поиска оной. Но все-таки было бы странно считать, что он питался только ею. Более ранние онтогенетические стадии Ти-Рекса имели более легкое телосложение, и возможно, охотились по-другому, ближе к тому, что мы сегодня считаем привычной драмой хищника и жертвы.