ФЭНДОМ

Общее

Лев Вася. Виденный почитай всеми, но малоизвестный лев-киноактер, сыгравший в четырех картинах за свою жизнь. Лев жил в одесском зоопарке, к съемкам зверя готовил в трех случаях Борис Эдер, в одном случае ("Полосатый рейс") - Маргарита Назарова.

.JPG

Кадр из "Она вас любит"

Кинокартины:

  1. "Новые похождения кота в сапогах"
  2. "Дон Кихот"
  3. "Она вас любит"
  4. "Полосатый рейс"

Число побед над тиграми: как минимум одна: побежден тигр Ахилл (амурский самец, 10 лет). Победа доминацией. Сопустствующие условия (связанность, старость, болезнь, генетическая ценность) - против льва.

Случай со съемок "Она вас любит"

Парадокс из жизни Георгия Михайловича Вицина: на  протяжении нескольких лет он изображал трусливого хлюпика, каким в реальной жизни вовсе не являлся. Рассказывали историю о том, как в Киевском зоопарке снимался фильм «Она вас любит». Готовили эпизод, в котором из  клетки выходил лев (Вася) и  подходил к Вицину. Операторы сидели в  специальной клетке, весь участок был огражден железными решетками, за  которыми прятались режиссер Суслович и актерская группа. Лев в сопровождении дрессировщика Бориса Эдера (его не было видно в  кадре) шел по  дорожке… Вдруг решетка неожиданно упала, и лев подошел вплотную к  автору сценария Владимиру Полякову. Все закричали, кинулись врассыпную. Сам Поляков замер. Позже он  признался, что от страха не  мог сдвинуться с места. «Не бойтесь,  — сказал Вицин,  — львы смелых людей не  трогают». И  как будто даже погладил животное по  шерсти… Лев постоял минуту, зевнул. В этот момент подбежал дрессировщик и увел животное подальше от  испуганных людей.

Привычка

Замечено, что Вася имеет привычку кусать, или, скорее, делать вид, что кусает прутья клетки. Это с головой выдает киноактера, как завзятого зоопарковского льва. В фильме "Дон Кихот" видно нежелание Васи выходить из клетки. Всю жизнь просидевшему за прутьями зверю, видимо, сам облик прутьев перед глазами необходим для понимания целостности и правильности этого мира.

Помимо этого фильма, в котором он кусает столь любимые им прутья, он занимается тем же в "Полосатом рейсе".

Бой с тигром

Последним фильмом, в котором снимался Вася стала широко известная картина "Полосатый рейс". Помимо него, в съемках принимали участие десять дрессированных тигров Маргариты Назаровой. Большинство из них имели происхождение от диких, пойманных в тайге сибирских тигров. Был среди них и бенгальский тигр - Пруш, родившейся также, как и Вася в зоопарке.

Если судить по широкоизвестной книге Максима Могилевского "Полосатый рейс", то лев Вася с самого начала отнесся к Назаровой неприязненно. Однако, вскоре "растаял" от ее ласк. Назарова каждый день репетировала с Васей, садилась на него, валила на землю, трепала по гриве. Изначально, льва планировали снимать в общей группе с тиграми, но в последствие от этого плана отказались, так как звери относились друг к другу враждебно, и вроде бы даже ревновали друг друга к дрессировщикам. Впрочем, как мы выясним ниже, этой книге есть довольно много оснований не доверять.

К примеру, вот как там описываются обстоятельства боя Васи с Ахиллом:

"Однажды, когда зверей после трудового дня загоняли «домой», Ахилл неожиданно ворвался в клетку к Васе и затеял драку. Продолжалась она недолго, драчунов быстро разняли при помощи струи из брандспойта. Но эти несколько секунд оператор успел заснять. Не пропадать же таким редким кадрам! Тут же, на месте, решено было вставить их в картину. Впрочем, на экране видно, что лев почти не защищается. Ахилл, десятилетний тигр в самом расцвете сил, был, конечно, намного сильнее старого льва. Да и в любом случае тигр, даже бенгальский, гораздо сильнее льва. С амурским же тигром льву тем более не справиться, даже если он дерется как лев."

Для начала отметим, что маловероятно, будто бы драка произошла ВНЕЗАПНО, и длилась недолго, а операторы были бы уже вполне готовы к съемкам. Согласитесь, скорее, драка осталась бы не заснятой, и вообще, что делали операторы, если животных уже загоняли "домой"? Тоже с ними в клетки шли на отбой? Одним словом, в операторов с молниеносной реакцией (успели так быстро расставить аппаратуру, включить софиты, поймать в кадр), живущих в звериных клетках, я не верю.

Ну, хорошо, допустим даже если бы им повезло бы заснять неожиданную драку льва и тигра. Теоретически, так могло бы быть. Но, не могло бы быть так, что лев Вася сам себя привязал за задние ноги к люку!

А значит, сцена была запланирована заранее. Бой льва и тигра спланирован, а сказан, будто произошедший случайно, дабы не было проблем с общественным мнением. Мол, что вы там зверей стравливаете? Рим что-ли у нас, или СССР?

На имеющейся видеозаписи ясно видно, что ноги льва привязаны к люку, и именно это мешает ему адекватно вести бой, так как тигр все время уходит с его дистанции, а внимание льва нацелено не сколько на бой с тигром, сколько на попытки высвободиться из ловушки. Он рвется из нее во все стороны, а тигр прыгает кругом и бьет его. В конце концов, тигр сам убегает. Струя из брандспойта и не нужна!

То и есть заявление, будто лев не победит тигра сквозит таким уродски наглым враньем, что это даже вообразить трудно. Ведь даже конкретно в этом случае, лев победил! И это несмотря на то, что:

  1. Лев был старым и больным, тигр в расцвете сил.
  2. Лев был связан, тигру предоставлена полная свобода действий.
  3. Лев был зоопарковским, а тигр - цирковым. То и есть, лев всю жизнь сидел в клетке, а тигр - как-никак двигался, и был в тигрином социуме.
  4. Тигр заметно тяжелее льва.
  5. Ахилл - потомок пойманных на воле тигров, лев - зоопарковская декорация и потомок зоопарковских декораций.

Теперь вы можете себе представить, что было бы, будь шансы равны! А если вы все еще не верите, что лев может и зашугать и убить любого тигра, в том числе и амурского, в том числе и сразу вместе нескольких, то вам сюда.

Лев Вася и тигры

Вообще на протяжении всего фильма, лев показан примерно в 7 сценах. Из них одновременно с тиграми он показан в 2 случаях. И в обоих - звери дерутся. Уже исходя из этого ясно, что снимать льва в одной группе с тиграми непросто. Животные являются антагонистами, и естественными противниками, что говорил и Клайд Битти.

Совершенно логично, что драк этих двух животных (льва Васи и любых тигров) нельзя было допускать из-за возможности получения травм. И действительно, в обоих сценах, где происходит драка, льва и тигра, их что-то ограничивает.

Теперь вопрос. Так кого же дрессировщики пытались уберечь? Льва или тигров? Ну, во-первых, отметим, что для сцены боя был связан именно лев, а не тигр.

Во-вторых, зоопарковских львов Вась много. А хорошо выдрессированных тигров - далеко не настолько.

В-третьих, "себестоимость" любого тигра выше оной у льва, которых уже буквально пруд пруди - в любом зоопарке были. В то время как тигров еще отлавливали в природе. Судите сами, где себестоимость будет выше!

Одним словом, если выбирать между львом Васей, отжившим свое в зоопарке, и дрессированными сибирскими тиграми, последние являются в приоритете. Следовательно, и боялись больше за них, а Вася это так - расходный материал, что и доказывает его смерть.

Вообще, совместные цирковые группы львов и тигров возможны. Животные должны привыкнуть друг к другу. Но даже тогда, не обязательно все гладко. Клайд Битти говорил, что самые большие потери в зверях, которые он нес - это тигры, убитые львами. Рульльф Клудский даже закрыл эти номера в свое время из-за того, что львы атаковали и убивали тигров. Из этого мы можем сделать вывод, что и парочка тигров Назаровой была бы убита Васей, если бы они бегали в одной группе. Тигры Назаровой были наглыми. В одной сцене тигр сам задирается на льва, сидящего в клетке. Поэтому, таких зверей льву пришлось бы еще проучать, и без крови бы не обошлось.

Гибель

Вот как описана гибель льва в книге "Полосатый рейс".

"«Полосатый рейс» — фильм, конечно, веселый. Но был на съемках и очень мрачный эпизод, связанный со смертью льва Васи. В той сцене, где моряки тащат из медпункта на носилках спящего льва, по сценарию Вася должен был уснуть, наевшись люминала. Но лев не хотел есть снотворное — ни в чистом виде, ни с мясом. И укол ему сделать не могли — специальных клеток-зажимов на теплоходе не было. И это в последний день съемок! Времени больше не оставалось, денег на дальнейшую работу — тоже. И тогда было принято решение: льва, старого и больного, застрелить. Пиротехник группы согласился это сделать, предварительно приняв стакан водки. И доснимали уже мертвого льва, быстро-быстро, пока не закоченел. Маргарита рыдала."

Для начал отметим слабость всех отговорок. Пишется, что лев не ел снотворное. Но, вообще никакой лев не ест ни лекарства, ни снотворное так сразу и просто. Однако, опытные дрессировщики и даже работники зоопарка всегда знают, как скормить зверю ту пилюлю, которую он не хочет глотать. Мне кажется, что при желании, таблетки можно было бы упаковать в мясо так, что лев их не заметил бы. Наглядный пример.

Далее. Отговорка насчет клетки-зажима. Ну, нет клетки, ладно. Но как-то же ухитрились хвост льва связать для боя с тигром! Точно также можно было бы и все лапы привязать к прутьям, коли лев доверяет людям. А связанному укол сделать.

Да и вообще странно, что об этом подумали в последний день съемок!

Я предполагаю, что лев был застрелен по непредвиденной причине. Возможно, хищник напал на кого-то из людей, или тигров.

Если бы лев был бы застрелен незапланированно, то логично предположить, что многие ранее планировавшиеся материалы с ним были бы недосняты. Это действительно так. Вспомним интенсивные репетиции Маргариты Назаровой с Васей. В фильме она только и делает, что причесывает ему гриву. А судя по репетициям, должна была еще как минимум кататься на льве. Да и вообще, сцен со львом, который явно доверял Маргарите, в фильме непростительно мало. Помимо того, в сцене, где моряки вяжут спящего льва в каюте "укротителя", моряки никогда не показаны в одном кадре с живым львом. С чего бы это?

Можно сказать, что хищник опасен. Но в этом же фильме есть множество взаимодействий актеров с тиграми. Алексей Макарович Смирнов даже берет тигра за хвост, а Леонова поместили в кадр с тигром неожиданно для последнего.

Может быть, лев намного опаснее тигра? Но, например, в фильме "Она вас любит", Георгий Вицин показан в одном кадре с Васей, и в "Дон Кихоте" актер тоже находится рядом со львом.

Я считаю, что дело в следующем. Васю застрелили, конечно, раньше, чем он прекратил быть необходимым для съемок. Изначально могли планировать живого льва в кадре с актерами. А позже, когда он уже был убит, использовали труп для взаимодействий с актерами, и ранее отснятые кадры.

Награды

Вполне заслуживает награды в номинации: "Победа, когда все против нас".

Возможно, того человека (если это мужчина), что предложил снять эпизод с Ахиллом, следовало было тоже привязать сзади за что-нибудь, и заставить драться с хорошим боксером (что обозначало бы старость и болезнь Васи и его цирковое происхождение), и посмотреть, ухитриться ли он при этом повторить подвиг льва!