ФЭНДОМ

Общее определение

Мозазавр из DC2.png

Одна из разновидностей сабжа, представленная в DC2.

Мозазавры - группа водных монстров самых разнообразных форм и размеров, некогда развивавшаяся в нашем мире. Особенность данных существ заключается в том, что они, кажется, имеют способность захватить огромное количество экологических ниш в океане за относительно краткий промежуток времени.

Среди мозазавров могут быть найдены относительно небольшие существа, являющиеся неким водным аналогом рапторов (показаны в Dino Crisis 2), колоссальные, более чем 20-метровые чудовища, уровня ИГК или НТР, среднеразмерные хищники или даже особые специализированные формы, кормящиеся преимущественно моллюсками или рыбой.

Естественная история

Первые представители семейства мозазавров появляются в позднем меловом периоде, около 92 млн лет назад (туронский ярус). Происходят они из сравнительно небольших сухопутных ящериц, близких к современным варанам и внезапно решивших "покорить водные вершины". Заканчивается внезапная вылазка маленьких ящерок в океан тем, что часть из них специализируется на рыбе (клидаст, платекарпус), другая - становится неспециализированными хищниками средних размеров (канзасский тилозавр), ну, а самые везучие вырастают до 12-15 метровых плотоядных чудовищ (тилозавр прионгер). В итоге эти ящерицы даже с боем вытесняют огромных акул - кретоксирин и лептостираксов (последние были сравнимы по размерам с мегалодоном), некогда пришедшим на смену вымершим к тому времени плиозаврам. К концу же мела не только совершенствуются старые варианты, но и появляются "завершающие" разновидности мозазавров, как например плотозавры, приходящие на смену вымершим к тому времени ихтиозаврам и сильно снизившим разнообразие плезиозаврам, или глобиденсы, освоившие нишу моллюскоедов, прямо как триассовые плакодонты.

Череп прогнатодона.jpg

Массивный череп прогнатодона - одного из трех крупных мозазавров-суперхищников Маастрихта.

Как бы то не было, но в Маастрихтских морях уже даже не наблюдалось акул крупнее и страшнее 5 метровых падалеядных скваликораксов, а некогда разнообразнейшие плезиозавры были представлены единичными таксонами. Практически все экологические ниши были захвачены мозазаврами, активно охотившимися друг на друга и уже даже имевшими наглость лезть в пресные водоемы (однако, очень маловероятно, что здесь они смогли бы притеснить крокодилов). В действительности, здесь же наблюдается то, что огромное количество мозазавров одинакового "уровня" существовало в одно время и практически на одной территории. Так, лиодон, мозазавр, прогнатодон, гайнозавр - все эти Маастрихтские рода включают в себя от 2 и боле видов, являвшихся хищниками-макрофагами (охотниками на крупную добычу) более адаптивными, чем их предшественники-тилозавры. В нормальных экосистемах, как правило, 1 или, ну, максимум 2-3 суперхищника. И то тогда они разделяют источники пищи и места обитания. В современных морях такой хищник вообще один - косатка, ну, может быть еще отчасти белая акула, но что-то не похоже, чтобы она могла контролировать численность средних и крупных китообразных, с самцом морского слона то обычно не справляется. А вот чем принципиально отличалась экологическая ниша лиодона и гайнозавра сказать нельзя - оба обладают легкими черепами и очень хорошо подходящими для разрывания мяса зубами, к погружению и быстрому плаванью вроде бы тоже были приспособлены примерно одинаково. Точно также похожи и прогнатодоны на представителей рода mosasaurus, тут, разве что, одного мозазавра Гоффмана, как возможного спеца по питанию другими мозазаврами можно отделить. =) Возможно, это связано с тем, что развивавшиеся мозазавры (они происходят из нашего мира - известны и предки, и переходные формы) некогда попали в парамиры, где в разных условиях превратились в разного типа суперхищников. А потом, в Маастрихте, возможно, благородя суперспособностям плезиозавров, смачно смешались в земном мировом океане и устроили в нем кровавое месиво. Но пока это только предположение, может быть, все эти 8+ видов супермозазавров разились в нашем мире, как-то разделяя экологические ниши. Но лично мне это кажется очень маловероятным.

То, как легко Мозазавры заняли все ниши, и победили всех в конкурентной борьбе, возможно говорит о развитом скилле программирования реальности. Доводя этот скилл до предела мы получили бы даже способность открыть перед собой "портал" в любой мир. А также способность телепортировавшись туда, победить всех конкурентов. Если это верно, то несмотря на отсутствие физических преимуществ как ловца рыбы, тот же Плотозавр вытеснил бы современных искусных китов с их ниши, запрограммировав себе благоприятные обстоятельства а им - неблагоприятные. Тем более что впадать в панику киты еще как могут: повыбрасываются все на берег как дауны, и дело с концом. Способность программировать реальность, возможно, выражена даже у самых "крутых" мозазавров, находящихся на вершине пищевой цепи. В частности, ранее упомянутый мозазавр Гоффмана имел очень плохое обоняние и слабое бинокулярное зрение. Кроме того, его предполагаемая добыча - другие крупные мозазавры, была крайне опасна и имела бы в нормальных условиях шанс (пускай даже относительно небольшой) сама убить и сожрать его. А вот программируя реальность, мозазавр Гоффмана мог с большей легкостью выискивать добычу и заставлять ее совершать ошибки в бою, тем самым снижая риск получения травм или смерти на охоте, хотя, пожалуй, не исключая его полностью (все таки, найденные нижние челюсти носят следя от травм при борьбе с очень сильной добычей). Кстати, точно также он мог бы и охотиться на китов в наши дни, хотя анатомически совсем не приспособлен для поиска и ловли быстрых и умных млекопитающих со встроенным эхолотом.

Здесь же нужно сказать, что как и тираннозавры, мозазавры скорей всего не заботились о своем потомстве по аналогии с современными варанам - своими ближайшими родственниками. Не стоит вестись на бред документалистов, занимающихся бибисизацией динозавров и других потенциально опасных твраей, уверенных что именно это стало причиной успеха мозазавров.

Исчезают мозазавры вместе с динозаврами, и причина их вымирания точно также неоднозначна.

Опасность

Так как мозазавры смогли отвоевать практически все верхние экологические ниши в конце Мелового периода, не смотря на жестокую конкуренции со стороны других морских рептилий и хищных рыб, очень легко представить картину точно такого же захвата современных морей в случае нашествия мозазавров из парамиров. Изнеженные китообразные определенно не будут особой помехой для этих существ, выживавших в суровых морях Мелового периода и имевших классический скверных характер плотоядных рептилий. Для осознания этого лучше всего просто сравнить следующие факты:

  1. Массовая резня гринд - огромных хищных китов, вырастающих как минимум до 3 тонн. В ход идут рыбаки, использующими для этого одни только мачете и водяные мотоциклы.
  2. Нильский крокодил Густав, длинной более 6 метров и весом более 1 тонны (эта минимальная оценка примерно соответствует размерам мозазавров, представленных в DC2). За свою жизнь убил по меньшей мере 300 человек, пережил десятки ранений (в том числе очереди из АК-47 и попадание из винтовки в голову) и сейчас только продолжает свою кровавую деятельность.

Хотя, Густав - это, конечно же, исключительный крокодил. Но с другой стороны по способностям к нему приближен и 5-метровый гребнистый крокодил Акко, легко избегавший охотников и демонстрировавший высокую прочность. Явно не так то прост был и 4.2 метровый нильский крокодил, съевший около 400 человек в Центральной Африке и заслуживший строчку в книге рекордов Гиннеса. И многие другие. Что не говори, но степень прочности и умения вести борьбу с человеком, кажется, зависят в первую очередь от возраста и жизненного опыта крокодила. Вараны - родственники мозазавров, тоже часто демонстрируют высокую прочность и умение вести своеобразную войну с человеком. Комодский варан способен вырвать бок буйволу, разорвать нейлоновый шнур, отпилить голову кабану. Нильские вараны как сбежали от своих владельцев на юге США, так и продолжают размножаться и пожирать эндемичную фауну, не смотря на все меры борьбы.

Драка мозазавров.jpg

Отчасти СМИ были правы, прозвав их "водными ти-рексами".

Сами мозазавры по окаменелостям показали, что у них происходили очень частые конфликты с сородичами или с другими видами мозазавров, в результате чего огромное количество скелетов мозазавров носит на себе следы от заживших травм. На самом деле, С. В. Уислстон в 1904 году предположил, что из-за крайне высокой внутривидовой агрессии крупные мозазавры, как правило, не доживали до старости - это уже левел драчливости уж если не ти-рекса, то как минимум гребнистого крокодила! В области желудка многих мозазавров также были найдены также останки их сородичей или других видов мозазавров. Ну, и конечно же их рацион не ограничивался другими мозазаврами, пока была возможность пожирать еще не вытесненные ими группы животных. =) Челюсти мозазавров-суперхищников были устроены так, чтобы распиливать захваченную жертву не выпуская ее из зубов, путем движение отдельных частей черепа за счет подвижных сочленений. Это очень эффективная тактика - так по-идее можно повиснуть хоть на синем ките, и просто разделывать его живьем. В желудках тилозавров - первых суперхищников своего семейства, были найдены зубы огромных моллюскоядных акул Ptychodus mortoni. Как-никак, но Tylosaurus nepaeolicu пускай и был крупным животным (6-9 метров), но значительно уступал по весу акулам, достигавшим не меньшей длины и имевшим намного более плотное телосложение. В желудке рыбоядного клидаста длинной 2-4 метра по аналогии были найдены зубы кретоламны, а позвонки крупного плезиозавра эласмозавра вроде как были найденные в области желудке тилозавра.

Мозазавр убил мозазавра.PNG

Тилозавр, убитый, кажется, более мелким сородичем. Боевая техничность, либо демонстрация избыточной силы вооружения.

Короче, разница в способностях хищных китообразных и водных хищных рептилий более чем очевидна! Это показывают как современные крокодилы, так и оставившие следы своего пребывания мозазавры. И близкие родственники мозазавров - вараны, тоже это подтверждают.

Рострум тилозавра.jpg

Разбитый рострум тилозавра, возможно, во время тарана своего сородича или жертвы.

Вообще, надоели зубатые киты своей слабостью и унынием. Кое-какого уважения заслуживает разве что огромный и мощный кашалот. Но нужно принять факт, что сосуществовать с нежными китами человечеству куда выгоднее, проще и безопаснее, чем с огромными водными ящерами. Если косатки спокойны по отношению к человеку и исключительно редко нападают на него, то какой-нибудь прогнатодон разнесет к хренам даже очень крупное судно и с удовольствием закусит пассажирами. У некоторых тилозаврин, в том числе и у огромного позднемелового гайнозавра, также был достаточно крупный рострум, возможно, служивший им для тарана (во всяком случае, нередко были найдены тилозавры с разбитым рострумом).

Нужно также добавить, что порой поступают криптозоологические свидетельства существ, подходящих под описание мозазавров. Конечно, пока это может говорить только о том, что они имеют возможность попадать в наш мир, но по-какой-то причине не задерживаются или, по крайней мере, попадают не в таком количестве, чтобы начать активный захват морей и океанов. Возможно, их в этом ограничивают Свои. Но, также, как сейчас Свои сдерживают нашествие, они могут прекратить это делать. В одном случае существо, которое возможно было крупным мозазавром, затопило подводную лодку весом более 500 тонн. Хотя, с другой стороны это также мог быть огромный плезиозавр или даже ИГК.

Взаимодействие с другими монстрами

Очень интересно было бы посмотреть на взаимодействие мозазавров с другими водными монстрами! Вот например с тем же ИГК! Они занимают разные места обитания - огромный крокодил, облюбовавший побережья с крупными речными системами, и властелин водных просторов. Конечно, никакой прямой конкуренции здесь быть не может, и стравливание этих монстров едва ли избавит людей от проблемы, даже если ИГК будут одновременно с мозазаврами кормиться в океане (поскольку тогда их будет очень мало). Но это не исключает случайных встреч и конфликтов, какие иногда случаются у привычных нам крокодилов и акул, а то даже и медведей и акул. ИГК по сути является идеальным доминатором, но ведь и мозазавр характером не промах. Возможно, он, словно ти-рекс не предаст значения угрожающим позам и психологическому эффекту исходящему от соперника, и сразу же полезет в бой. И уж чем закончится эта битва титанов, чьи настырность, агрессия и техника пересилит таковые у противника, сказать попросту невозможно. Может быть они в итоге даже разделят пищу, если вообще будут перед этим драться, как бывает в тупиковых конфликтах крокодилов с наземными хищниками (звери не могут друг-друга ни убить, ни отогнать, или просто не хотят рисковать).

Повстречавшись с ГКМ, крупный мозазавр, скорей всего, просто прогонит его.

Особые адаптации

Предполагается, что вопреки своей вараньей природе, мозазавры были теплокровными животными. Или, по крайней мере, частично теплокровными. Сейчас доказано, что кампанские формы уже скорей всего были полностью теплокровными. Теплокровность давала мозазаврам важное преимущество, давая возможность быть не только прибрежными засадными хищниками, поедающими все, что подвернется, но и активными, часто - узкоспециализированными пелагическими охотниками. Во всяком, случае, таким явно был плотозавр. Возможно, в случае необходимости, теплокровность могла бы довести мозазавров хоть до полярных вод в нашем мире, по сути нужно только запастись жиром, как это сделали киты. =)

Кроме того, по крайней мере у двух мозазавров, у платекарпуса (тилозаврина) и молодого прогнатодона (мозазаврина), были обнаружены также и следы наличия хвостового плавника. То есть, плавали они не как угри или крокодилы, а как акулы или ихтиозавры. Правда хз насколько это применимо ко всем остальным мозазаврам, но для активных охотников толщи воды это определенно одна из самых необходимых адаптаций.

Основные жизненные формы

Условно я бы разделил мозазавров на следующие жизненные формы, исходя из предполагаемого для них образа жизни:

  1. Мелкие хищники. Собственно, наглядно показаны нам в ДК2. Небольшие мозазавры, длинной максимум 6-7 метров (по-весу примерно 500-1000 кг - предположительно, они должны быть вдвое меньше крокодилов той же длины), встречающиеся, очевидно, в большом количестве, хотя, пожалуй, относительно не столь многочисленные, как, например, сухопутные рапторы. Были представлены самыми разнообразными видами, в Маастрихте это, например, Хализавр (или близкие ему виды). Опасность таких мозазавров заключается в том, что животное таких размеров уже легко может справиться с человеком, даже не имея никаких адаптаций к нападению именно на крупных животных. Лодку 6-7 метровый мозазавр тоже сможет перевернуть или прокусить без особых усилий, как это делают крокодилы и акулы такого же веса.
  2. Средние хищники. Представлены малоизученными таксонами, такими как Плиотилозавр или Yaguarasaurus. В Маастрихте, кажется, эта ниша была не столь востребована. И вообще, разнообразие мозазавров длинной 8-10 метров (размерный ряд сухопутного аллозавра или карнотавра) в Мезозое вообще было не столь велико, как прочих форм. Но это совсем не значит, что оказавшись в экосистеме наших морей, мозазавры такой размерной категории были бы столь же малочисленными - возможно, условия способствовали бы появлению таких видов. Говоря об опасности, создаваемой такими мозазаврами, то они, конечно, едва ли буду ломать подлодки и топить крупные суда, но лодки, различные парусники т.п. малый и средний водный транспорт может быть легко атакован и уничтожен 8-10-метроыым мозазавром. В процессе онтогенеза средние мозазавры также обязательно пройдут стадию мелких хищников.
  3. Суперхищники. Огромные, определенно очень прочные монстры, берущие не численностью, а силой единственной особи (прямо как НТР, ИГК, Австралис и другие). В позднем Маастрихте были представлены четырьмя родами: Мозазавр (тут нужно отметить мозазавра Гоффмана), Гайнозавр, Лиодон и Прогнатодон. Все они включали в себя по 2 и более вида (вопрос их сосуществования рассматривался ранее). Каждый из них отчасти по-своему оригинален: прогнатодон и некоторые представители рода mosasaurus обладал особо мощными челюстями, вероятно, был способен даже дробить черепах. Гайнозавр - своеобразный прокаченный вариант более раннего тилозавра, напротив, имел слабые челюсти, но при этом очень острые зубы (зазубрены имела даже "вторая челюсть" расположенная на небе), способные легко рассекать плоть, также имелся рострум, возможно, служивший для тарана. Лиодон же - это ответ тилозавринам с их гайнозавром от мозазаврин - тоже хищник с лезвийными зубами и легким черепом. =) Мозазавр Гоффмана - вероятно, крупнее гайнозавра, лиодона, прогнатодона и своих товарищей по роду (судя по окаменелостям - достигал более 18 метров), и его череп по функционалу напоминал череп ти-рекса - кинетичность была снижена на фоне других мозазавров, "вторая челюсть" уменьшена. Однако, слабое обоняние исключает питание падалью, а плохое бинокулярное зрение предполагает охоту на крупную добычу, до которой не очень важно оценивать дистанцию. У всех этих суперхищников также возможно наличие каких-нибудь еще суперспособностей, кроме высокой прочности. Что ж, ближе к их общей сути. Вероятно, такие мозазавры смогут угрожать даже самым крупным судам. В процессе онтогенеза суперхищники обязательно успеют побывать мелкими и средними хищниками.
  4. Специалисты. Рыбоеды, вроде плотозавра, или моллюскоеды, вроде глобиденса. Формы разные, а суть одна - опасны не столько для людей, сколько для водной фауны. Хотя, в принципе, более чем 10 метровый плотозавр также может быть очень опасным противником, если речь зайдет о конкуренции с рыбаками за рыбу. Ведь в такой ситуации некоторые проблемы создают и дельфины.
Мозазавр.jpg

Чудовище древности.

Некоторые представители

Дав общее определение и кратко описав всех мозазавров, можно остановиться на самых примечательных представителей этой группы монстров.
ПензийскийМозазавр.jpg

Отличная реконструкция мозазавра Гоффмана, найденного в Пензе.

Мозазавр Гоффмана

Несомненно, монстр первого разряда с БУМ 6-6А или даже 7.

Сабж примечателен, как и было сказано ранее, тем, что имел плохое бинокулярное зрение и нюх, и по-этому подозревается в умении программировать реальность. Судя по всему, это был самый большой мозазавр из всех. Известны челюсти, принадлежащие животным длинной более 16-17 метров (например, Пензийский мозазавр)! А говоря про фрагментарные останки... Фактически существует 30 метровый мозазавр Гоффмана! А именно, образец NHMM 603092.

NHMM 603092 - это огромная, изолированная квадратная кость, общая длинна которой составляет не менее 25 см (неполный фрагмент). Для сравнение с ней используем образец IRSNB R26 - череп около 1.5 метров длинной, что соответствует общей длине тела в 15 метров. Длинна его квадратной кости - 12.5 см. Т.е. NHMM 603092 примерно в 2 раза больше, чем квадратная кость IRSNB R26! Это соответствует длине черепа и нижней челюсти примерно в 3 м, и, следовательно, общей длине тела в примерно 30 метров! Массу такого колоссального моза можно было бы оценить аж в 81 тонну! Однако, допускается и число в примерно 27.4 м, если считать по максимальной ширине квадратной кости, а также примерно в 31.4 м, если считать по ее максимальному диаметру.

Помимо квадратной кости NHMM 603092 еще есть огромная (со слов Lingham-Soliar"а) плечевая кость TSMHN 11252, длинной где-то 16.7 см. Используя для сравнения плечевую кость мозазавра IRSNB R12 (череп 113 см, общая длинна - 11.3 м), длинной 9 см, общую длину тела NHMM 60309 можно оценить в 21 метр. Или же, 22.5-25.5 метров, по диаметру плечевой кости c разных изображений. Он заметно меньше IRSNB R26, но все равно впечатляет.

Подробно с каждым упомянутым ранее фрагментом вы можете ознакомиться в этой бумажке.

Воистину огромное чудовище! Более того, с самыми специализированными среди подсемейства мозазавринов под нарезку крупной добычи зубами.

Общий вывод

Монстры самых разнообразных форм, способные в краткие сроки заполнить океан. В итоге человек может быть очень сильно ограничен в передвижении по мировому океану, а то и вовсе из него вытеснен. В случае нашествия мозазавров также сильно пострадают многие виды морских животных, особенно - зубатые киты, ластоногие и крупная рыба, ибо по примеру Мезозоя мозазавры непременно начнут пытаться отобрать их экологические ниши.

Какие-либо методы борьбы пока сложно представить, главным образом из-за разнообразия мозазавров-монстров. Во всяком случае, ясно одно - к каждому отдельному виду мозазавров будет необходим свой подход.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики