ФЭНДОМ

Расшифровка турнирной таблицы для динозавра Трицератопс. Или, что собой представляет Трицератопс, как боец, по сравнению с другими сильнейшими динозаврами. 

Крупный Цератопс

Традиционно, в кино, документальных фильмах, крупные Цератопсы считаются одними из самых сильных динозавров, противостоять которым не имеет ни малейшего шанса Тираннозавр. Рога Цератопсов часто изображаются смертельным оружием, которые в напряженной романтической схватке пронзят насквозь Тираннозавра, не оставляя ему ни единого шанса. 

На самом деле же, убийственная мощь этих рогов - миф. Они вовсе не "проектировались" эволюцией для закалывания Тираннозавров и вообще, кого бы то ни было. Этими рогами, на самом деле, трудно было кого-то заколоть насмерть, скорее, они служили защитой головы во время нападения хищника, и, в первую очередь - средством внутривидовых дуэлей между самцами. Рога могли быть у обоих полов, как это наблюдается у многих современных животных, и самки, в свою очередь, тоже могли отстаивать между собой права на такие жизненные ресурсы, как место для удобной кладки яиц, или, возможно, за иерархию в стаде. Во время отчаянного голода, самки могли скрещивать рога и с самцами, как это, порой, бывает, например, у северных оленей. 

Крупнейшим Цератопсом, традиционно, считается Трицератопс. Однако, некоторые другие фрагментарные находки позволяют предположить существование более крупных Цератопсов. Эотрицератопс, живший несколько раньше самого Трица, возможно, был его крупнее. Однако, его рога заметно короче, и тоньше, при более длинной (до 3 метров) голове, длинна - около 9 метров. Общую длинну Эотрицератопса определить трудно, он сильно фрагментарен. Возможно, он был и меньше своего потомка, в среднем. Еще более сомнительным является Цератопсипенс голденсис, известный только по следам, которые имели диаметр до 80 см, однако, следы могли быть просто размыты или искажены походкой самого животного. К тому же, у него могли быть непропорционально широкие ступни, а само животное могло быть и меньше Triceratops. 

Таким образом, в качестве, потенциально, сильнейшего Цератопса, берем Трицератопса, имеющего длинну черепа до 2.5 метров, и длинну тела до 8 - 9. Масса Трицератопса является предметом споров, и на сегодняшний момент давно не выходило новых работ, где бы ее оценивали нормальными, современными методами. Но, вероятно, Трицератопс едва ли весил меньше 6 , и больше 12 тонн. 

Расшифровка турнирной таблицы

Ти-Рекс. 

Двольно распространенным мифом, навязанном BBC, является то, что, якобы, рога Трицератопса представляли смертельную угрозу для его главного природного врага - Тираннозавра рекс. 

Образ Трицератопса, для BBCшников, возможно, даже внешне напоминает образ того самого, романтического рыцаря, который прискачет, и словно пикой, насквозь пронзит Ти-Рекса метровым рогом! 

Уж каких только эпитетов не приставляли к этом "сперррогам"! В своей поуплярной статье "Легенды и были о динозаврах", Роберт Беккер называет эти рога "сверхоружием", а поединок Тираннозавра и Трицератопса - самым зрелищным из поединков хищника и его добычи! И вправду, воображение многих людей тревожит этот поединок - гигантский "торреодор" против гигантского "быка". Однако, к сожалению, как и большинство поединков хищник-жертва, этот тоже не отличался зрелищностью, и был довольно предсказуем. 

Если в одной залле будет проходить поединок Майка Тайсона (из 1988 года) и Леннокса Льюиса (из 2000 года), а в другой - поединок Тираннозавра и Трцицератопса. то, сразу выбирайте первый вариант. Ничего особенного в "битве" Ти-Рекс - Трицератопс вы не увидите. Это будет просто грубое, кровавое убийство Трицератопса. Просто, Тираннозавра покормят за Ваш счет. 

Суперрога Трицератопса - не такие уж и суперрога. Они не длиннее, а возможно, и короче рогов некоторых современных африканских носорогов. Известно, что рога носорогов могут достигать 1.5 и более метров, в то время, как рога Трицератопсов - один метр, ну, может побольше, за счет рогового "чехла" на кости, который не сохранился в процессе окаменения. Но, в любом случае, если рядом положить крупные рог носорога и Трицератопса, то рог Трицератопса не будет представлять из себя что-то невероятное. Рога носорогов состоят из кератина, что делает их более гибкими, и не ломкими. Рог Трицератопса имеет полость внутри, которая увеличивалась в процессе онтогенеза (видимо, хрупкими рогами было удобнее пронзать Тираннозавров XD). Полость обрамлял слой кости, на которой - уже кератин. 

При этом, рога носорога действуют по вполне понятным законам, и действительно, иногда, могут пронзить хищника. 

Носорог бьет, опуская голову вниз, и резко поднимая ее вверх, насаживая, таким образом, врага на рог. В этом ему помогают главным образом чрезвычайно сильные поднимающие мышцы меи и спины. Шея носорога относительно длинная, голова - небольшая (в сравнении с Трицем), грудные позвонки имеют очень длинные остистые отростки, к которым и крепяться чрезвычайно сильные мышцы, поднимающие голову. Таким резким движением головы сверху-вниз, носорог может ранить, или даже убить аж целого льва, например! 
Носорог

Скелет Шерстистого носорога. Обратите внимание на мощную шею и длинные остистые отростки.

Но, таким образом действовать Трицератопс не мог. Его рога, в отличие от рогов носорога, направленны не вверх-и-назад, а вперед-и-вверх, под углом, закрывая морду. В процессе онтогенеза, рога Трицератопсов все более выпрямлслись, и становились более параллельны земле. Такиме рога невозможно в кого-то вонзить движением снизу-вверх. Более того, у Трицератопса относительно короткая шея, состоящая из сплавленных позвонков, и чрезвычайно большая голова, да и остистые отростки на позвонках не развиты. 

Так что наколоть противника снизу-вверх, как носорог, он не мог. Далее. Предполагалась модель следующего поведения: Трицератопс, если на него напал Тираннозавр, просит Ти-Рекса немного постоять на месте. А сам, тем временем, отходит от него метров, этак, на тридцать, примечается, и с разгону бежит на него. Ти-Рекс выставляет вперед брюхо, Трицератопс с разгону втыкает в него рог, и Тираннозавр моментально умирает. 

Как мы видим, этот вариант - бредятина, даже если не забираться глубоко в анатомию Трицератопса, можно сказать, что это невозможно. Ни один хищник не будет стоять и ждать, пока к нему подбежит жертва и воткнет в него рог. Примеров среди современных животных - нет. Буйвол не таранит льва, а именно поддевает его рогом, и подбрасывает. Во-вторых, Тираннозавр никогда не займет такую позицию, чтобы рог ему попал  живот. Как известно, Ти-Рексы стояли не прямо, как на приеме у ортопеда, а держали позвоночник почти параллельно земле. Прежде чем рога Трицератопса коснуться живота Ти-Рекса, они должны пройти его пасть, и крайне маловероятно, что Ти-Рекс, обладающий отличной реакцией и развитым зрительным неровом, бинокулярным зрением, лучшим чем у орла, не успеет Трицератопса поймать. Более того, даже если допустить, что не успеет, Трицератопс, сам подставляет Тираннозавру свой позвоночник - кусай-не хочу. Не стоит делать из Трицератопса какого-то одержимого жажной убийства самурая. Да, не будет он идти на смерть, упиваясь одной только мыслью, что существует крошечный шанс, что и варг погибнет. 

Теперь поговорим и об этом крошечном шансе. А есть ли он вообще? Дело в том, что, пойдя на таран врага, Трицератопс рискует не только подставить хребет даже в случае успешного прохождения пасти, но и разбить свое длинное рыло, едва коснувшись, например, колени Ти-Рекса. Чрезвычайно тонкие носовые кости могли сломаться очень легко. Еще одна графа риска. Да и вообще, пронзит ли он Тираннозавра? Разогнаться Трицератопс мог лишь до 25 кмч, больше - врядли, ноги у него короткие, особенно передние лапы. А чтобы пронзить шкуру и мышечный слой крпуной рептилии требуется не ТОЛЧОК, а именно УДАР. То и есть, скорость и ускорение. Тот "макет Тираннозавра" что сооружали в "Правде о динозаврах-убийцах" - фигня полная и не отражает истинного положения дел. Соты из гибкого аллюминия, толщиной в почти 1 палец BBCшника - это не кожа и мышцы реального Тираннозавра. Кожа Ти-Рекса скорее всего, наверняка. была очень и очень прочной и жластичной. Так как они постоянно дрались друг с другом, и обязанны были иметь неплохую защиту. Мышцы живота Тираннозавра имеют очень большую толщину. Они крепяться к его лобковой кости, которая опускается очень низко. Кость массивная, грудная клетка - тоже. Все говорит об очень массивном комплексе мышц в районе брюшины. Эти мышцы были такими большими, так как учиавствовали в приведении бедер вверх. Не исключено, что для того, чтобы "докопаться" до кишков, Трицу вообще не хватит длинны рога, впрочем, смешно считать, что он вообще сможет его вонзить. Ну а даже если бы и вонзил, и достал до кишков, ну и что? Ти-Рекс бы не упал и умер моментально, как это показывают в фильмх. Он бы тут же перекусил хребет врага, который был непосредственно под его челюстями. С пробитыми кишками даже еще можно выжить, а вот с вырванными из хребта позвонками - уже нет. 
Триц

А здесь мы видим пологие рога и небольшие остистые отростки.

Со скоростью мы разобрались. Нужно еще учитывать естественную упругость мышц, на преодоление коророй требуется именно ускорение и удар, а не толчок. И Тираннозавр - не лежачий полицейский, он мог, хоть чуть, но изменить положение тела, отойти, погасив удар. Хотя, удара, как такового, не будет. Затылочный мышелок сферический, и параллельный оси тела, что есть приспособление к варщению головы из стороны в сторону, а не к лобовым нагрузкам. Даже при столкновении на небольшой скорости, шея Трицератопса могла дать в этом месте трещину, мышелок мог полететь, а в итоге и вся конструкция. 

Таким образом, даже теоретически, варианотов того, как Трицератопс мог заколоть Ти-Рекса, не просматривается. 

Что касается практики, то тут все намного проще. Среди ВСЕХ сотен окаменелостей Тираннозавра НЕТ НИ ОДНОЙ с отпечатками рога ни на ребрах, ни на конечностях, ни на позвонках, или чем-то еще. При том, что окаменелостей Трицератопсов со следами от укусов Тираннозавров - хватает. Недавно найденно 18 черепов Трицератопса с посмертными повреждениями от страшных укусов Ти-Рекса. Хищник зачем-то тянул воротники на себя, возможно, ломая при этом неустойчивую шею жертвы. Известны и следы укусов на мышелках, в процессе поедания шейных мышц жертвы. Другие кости - это следы укусов на крестцах, бедренных костях, других костях черепа и трубчатых костей. Одним словом, Тираннозавры ели Трицератопсов и все тут.

Да, что, Тираннозавры, тут недавно выяснилось, что Трицератопса имел шанс убить даже 6 метровый Нанотиранус. Обнаружен скелет Нанотирануса в смертельной сцепке со скелетом очень крупного Хасмозаврина, чей размер не уступал размерам взрослого Трицератопса. Ну, уж раз Нанотиранус мог убить такого, то, что уж говорить о Ти-Рексе, который в 10 раз тяжелее Нанотирануса и укус которого сильнее даже относительно? Даже если Ти-Рекса уменьшить до размеров Нанотирануса. но все равно будет намного сильнее, что уж говорить о полноразмерной взрослой особи... 

Никакой Трицератопс не самурай. Его задача, как и у всех динозавров - выжить. И не пытался бы он победить в этой безнадежной схватке. Рога Трицератопса не заколят Ти-Рекса, но, они хороши для защиты от него. Чтобы добраться до шеи, Тиран должен будет оторвать воротник, а это очень проблемотично, и, для укуса в голову - оторвать оба рога. Учитывая, что Трицы жили стадами, перспектива Ти-Рекса пообедать становиться далеко не безоблачной. Всем же рога не поотрываешь. Так что и приходилось ему, нередко, уходить не солоно нахлебавшись. 

Мое лично видение этой охоты и вовсе сводит романтизм на нет. 
Трицератопсы дуэль

А вот для чего на самом деле использовались рога

Тираннозавр просто преследовал стада Трицератопсов шагом. До тех пор, пока не догонял отстающих, коими были старые, молодые или больные, полудохлые особи, которых он, естественно, без помех убивал, принося, заодно, и пользу стаду. Мое мнение основанно на том, что Тираннозавр хорошо заметен, и, если стадо могло ему противостоять, то они окружали детенышей и выставляли вперед рога, откусывать которые у каждого - заебешься. Если стадо небольшое, то они могли издалека его увидеть (трудно не заметить такую махину) и побрести куда глаза глядят. Рекс за ними брел, до тех пор, пока не подбирал первого отставшего, коим и насышался, принся пользу себе, и, ненамерянно, Трицам, которые сами уже заебались таскаться с этим стариком. Таково мое мнение. 

В любом случае, та самая романтическая битва, которую показывают по телевизору - это утопия. Не мог Трицератопс разогнаться и проткнуть Ти-Рекса, не мог никак подцепить его рогом или как-то иначе воткнуть ему рог - замаха не было. Финальная сцена в "документальном" фильме "Правда о динозавра-убийцах" выглядит неестественно. Видно, что по консистенции тело компьютерного Тираннозавра напоминает желе, и рога его пронзают, как нож пирожное. И видно, что неоткуда взяться ударному импульсу для этого самого "чудовищного" прямого удара. Разгона нет, замаха нет, только подтасовка компьютерных моделей. Мог он только головой вращать из стороны в сторону, "поддевая агрессора", но максимум чего он мог добиться - царапин на его теле. Помогает против других Трицев, но не против Ти-Рекса. Ти-Рекс же, в свою очередь, никаких эффектных приемов не выдумывал, а просто откусывал оба рога и после этого - давил уже беззащитную жертву. 

Хотите интересной романтической битвы? Тогда - смотрите бокс! Например, этот бой ! А динозавры - не гладиаторы, они просто жили в экосистеме. И хищники и жертвы - все сбалансированно. Без Тираннозавров было бы хуже Трицератопсам, наоборот - тем более. А кто из них сильней - такого даже вопроса не стояло. 

Крупный Зауропод. 

Примерно столько же шансов, сколько против Ти-Рекса, имеет Трицератопс и против крпуного Зауропода. Правда, если Ти-Рексу придеться изрядно повозиться даже с одним Трицератопсом, то Зауропод не запариться раздавить хоть целое стадо, если оно не убереться с его дороги. Семидясятитонной тушенции Аргентинозавра Трицератопс с его рогами - иголочками - ничто. Трицератопсу нужно просто вовремя убиаться. иначе он рискует повторить эволюционный путь рыбы - камбалы в очень ускорнном темпе. Никакой возможности пронзить Зауропода рогом у Трица нет, максимум - уколоть ему ногу. Ну, больно, ну, потерпит. Однозначное поражение. 

Гиганотозавр. 

Результаты: Ничья (60); поражение, КО (30); победа, СР (10). 

Самый реальный вариант конфликта с Гиганотозавром - ничья. Гиганотозавр не имел дела с такими противниками, и не будет иметь тактики на бой. Важно откусить рога для доступа к морде, но Гиганотозавр может не не справиться, у него далеко не те челюсти, что у Ти-Рекса. Если точнее, то его затылок в три раза уже! При равной длинне челюстей, между прочим! Рога он может и не откусить. Воротник - тем более. Так что, будет просто кусать, куда попадет - в морду, в воротник, в рога, и все - только царапины и выбитые зубы. Трицератопс, естественно, будет мотать головой, но заколоть Гиганотозавра не сможет. Это может продолжаться доволно долго. Гиганотозавр вероятнее всего так и не найдет ключей к победе, и, исцарапанный рогами, уйдет, Трицератопс тоже так и останется - исцарапанный зубами, но вполне живой. Трицератопс - неудобный для Гинанотозавра противник, и маловероятно, что тот догадается, как зайти сбоку, и укусить в шею или в хребет. А та тактика, что срабатывала против разжиревших зауропод - постепенное откусывание кусков, против Трица не сработает, он гораздо лучше защищен. Перед Гиганотом - только рога и воротник. Так что, скорее всего, оба заебуться убивать друг друга, и разойдуться, потратив много энергии. 

Возможен и вариант при котором Гинантозавр убивает Трицератопса, ценой потраченный сил, и многочисленных тычков в морду. Постепенно, он может, методом тыка. найти у Трицератопса шею или позвоночник. Это уж куда как вероятнее чем, что его заколят = )

Возможно, имеется небольшой шанс на то, что его-таки заколят, но только ценой своей жизни. Гиганотозавр - все таки не Ти-Рекс и немного хуже защищен. И все-таки вполне возможно, что здесь имеет место судейская несправедливость, и у Трица на самом деле убить Гиганотозавра нет возможности. Но, я все-таки считаю, что против столь необычной добычи, Гиганотозавр может растеряться, допустить сам некоторые ошибки, и в итоге, запороться о его рога, убив жертву, но получив смертельные ранения. А живучестью Гиганоты, вроде бы, и не хвастались особенно. 

Спинозавр. 

Результаты: Н (70); победа, СР (20); РС (10). 

По сути дела, встреча двух символов BBC. Двух "убийц Тираннозавра". Первый, по мнению BBC вышибал Тираннозаврам мозги, второй - понзал их рогом.

В реальности, все прозаичнее. И Тираннозавра никто из них ни за что не убьет, да и друг против друга они наврядли будуть драться. 

Ничья в данном случае еще более вероятна, чем в случае боя с Гиганотозавром: Спинозавр не имеет аблюлютно никакой возможности убить Трицератопса. Все его укусы в рога, в воротник. его длинными тонкими челюстями ни к чему не приведут. Трицератопс, не одержимый манией убийства, не будет на него переть, ну а если будет, все равно, не заколет. Удара-то нет: замаха, силы скорости. Приходиться только толкать. Хотя Спинозавр и намного жиже, чем Ти-Рекс все равно, и до его кишков Триц наврядли докопается. 

Возможна победа Трицератопса, СР. Трицератопс может нанести смертельные ранения, не совсем "осознанно". Чрезвычайно слабое место Спинозавра - его тонкая, модельная шейка, при укусе, вся нагрузка приходиться на шею. У всех путевых хищников, охотников на крупную добычу, шея ВСЕГДА очень сильная. Это касается и Гиганотозавра, и, разумеется, Тираннозавра - никому из них шею не свернешь. Но, со Спинозавром возможен вариант, что он вцепиться в рог Трицератопса, а тот мотнет головой и свернет ему шею. Тем более, к боковым движением головой Триц приспособлен. А Спинозавр не приспособлен удерживать крпуную, активную добычу. Трицератопс в таком случае выигрывает убивая Спинозавра и не страдая сам. Возможно, ему следовало бы приписать победу КО. Но, я считаю, что такая победа не особенно убедительна, так как она связанна исключительно с фатальной слабостью противника, а не какой-то особенной техничностью Трица. 

Возможна и победа Трицератопса решением судей, когда Спинозавр просто уйдет с поля боя, "осознав" бесперспективность боя и лишенный энергии. Трицератопс же может продолжать бой, но не может убить противника. Выигрывает решением судей. На самом деле, тут тоже возможна несправедливость, и победа Трицератопса решением судей может быть вероятнее, чем в 10% в связи со слабохарактерностью рыбоядного ящера. Но, я посчитал, что следует привести вариант, при котором Спинозавру просто некуда идти, пищи нет вообще.

Даже над столь низкорейтинговым врагом, Трицератопс не одержал убедитеьной победы.  

Терезинозавр. 

Одна из самых убедительных побед (ТКО) Трицератопса. У Терезинозавра нет ни шанса против Трицератопса, и даже при том, что сам Терезинозавр - возможный победитель серебрянного призера - Гиганотозавра (РС 50), и даже - золотого медалиста - Тираннозавра (РС 40). Одним словом, это - звездный час для Трицератопса. 
Терезинозавр 1

Терезинозавр - одна из реконструкций

В случае конфликта за жизненные ресурсы, даже отчаявшийся Терезинозавр не имеет шансов против отчаявшегося Трицератопса. Пойдя на него вперед, Трицератопс оттеснит его от воды, еды, чего угодно, и оставит это себе. Терезинозавр может лишь пытаться наносить удары по этому низкому противнику когтями, но не причинит Трицератопсу вреда. Может только себе сломать хрупкий коготь. Все удары приходяться в ебло, а Трицу похрен. На ближней дистанции когти Терезинозавра - ничто, а рога Трица могут упереться ему в брюхо. Не имея мщных челюстей, Терезинозавр не прокусит сверху хребет Трицератопсу. Не имея ловоксти хищника, он также более уязвим для толчков Трица. Травоядное также не может быть остащено столь толстыми мышцами живота, так как имеет гораздо более развитый кишечник, в котором переваривает клетчатку. У Терезинозавра определенно бы "пивной животик", это совсем не то, что стальной пресс Ти-Рекса. И все-таки, наврядли Трицератопс и это пузо проколет. Скорее, битва закончиться тем, что Терезинозавр "вымахается", устанет махать лапами, сломает все когти, и, уставший, изцарапанный, уступет Трицератопсу, не в силах продолжать бой. 

Единственная однозначная победа Трицератопса, хоть и без убийства оппонента, с чем мы его и поздравляем! 

Анкилозавр. 

Несмотря на весьма вероятную победу Анкилозавра в бою с Ти-Рексом, и даже полную его неуязвимость перед Гиганотозавром, против Трицератопса Анкилозавр имеет мало шансов. 

Все, что есть у Анкилозавра - огромный клуб хвоста. У крпуных особей он большой, и плоский, почти что как блин. Удары таким клубом по ногам Тираннозаврид могут приводить к переломам костей, а также - и самих клубов. Если бы у Анкилозаврид были бы "палицы" как в "Прогулках с динозаврами", то удары ими, вероятно, ни к чему бы не приводили, кроме шишек у Тираннозаврид = ). А так - хоть велик риск перелома, но и оппонент со сломанной ногой, или даже - только одной малоберцовой костью - уже не попрыгает шустро. Своего рода, лоукик, не по технике нанесения, а по основным целям и результатам = )

Но, эта же самая техника почти никак не работает против Трицератопса. В случае попадания в плечевую кость, Анкилозавр мог бы сломать себе клуб, мог бы только рассечь кожу и мышцы. Кость он наврядли сломает. Плечевая кость Трицератопса гораздо лучше зашишена мышцами, чем берцовая кость Ти-Рекса. Ну даже если бы сломал, все равно, Трицератопс на 3 ногах, это не Ти-Рекс на 1 ноге, и еще он способен идти вперед. А булава Анкилозавра наверняка уже никуда не годиться. 

Удар в ебло - худший и лучший вариант одновременно. Дело в том, что понятие "ебло" у Трицератопса весьма расплывчато. Лоб, затылочные кости, и вся заднаяя часть - покаты и прочны, мозг защищен отлично со всех сторон. Анкилозавр не имеет здесь перспектив, максимум - сломать рог. Ну, соответственно вообще бить Трицу в голову - это риск, можно натолкнуться хвостом на рог и травмировать хвост. 

Ну а передок его морды - совсем слаб. И ударом в нос, кончик нижней челюсти, Анкилозавр мог нанести Трицератопсу смертельные ранения, из-за которых тот просто в дальнейшем мог и с голоду умереть. Однако, попасть случайно в эти области - трудно. Поэтому, более вероятно, что Анкилозавр пройдеться булавой по плечу или ребрам Трицератопса, а далее - тот проникнет на ближнюю дистанцию, и засунет свои рога Анкилозавру в жопу, грубо говоря. Анкилозавр относительно статичен, и невысок, в отличие от Тираннозавра, потому, Трицератопсу гораздо удобнее на нем применить свою толчковую технику. Напирая на врага, он может и нанести, постепенно, ему несовместимые с жизнью раны. Низкая посадка Анкилозавра играет за него в бою с Ти-Рексом, но, против - в бою с Трицератопсом, который вполне вероятно, сможет пронзить ему легкие, или какие-то внутренние органы, которые не защищены таким слоем мускулатуры как у хищников. 

Хотя, возможно, тут имеет место судейская несправедливость. Возможно, Трицератопс имеет мало возможностей именно убить Анкилозавра, но, я считаю, что даже толчковые ранения по статичной мишени в области, например, легких, могут через некоторое время привести к смерти Анкилозавра. 

Разумеется, в жизни, этим травоядным не стоит увлекаться дуэлями между собой! Потому, что звуки битвы и запах крови привлекут кое-кого... 

Общий вывод: рыцарь, упавший с коня

Трицератопс не имеет ни одной убедительной победы, КО. Все дело в том, что его рога вовсе не затачивались эволюцией именно для убийства. Его телосложение не приспособленно к тому, чтобы вонзать рога в тело противников с разгону, или каким-то другим образом. Только против относительно статичных и плохо защищенных противников, он, возможно, может их применить со смертельным исходом. 

В природе далеко не так часто бывают драматические поединки хищника и жертвы. Потому, что хищник эволюционирует для убийства, а жертва - для выживания. Именно для выживания, а не для убийства хищника. Хищник сам всегда тяготеет к наипростому варианту - ослабленной жертве, а жертва при первой возможности будет спасать свою шкуру, плюя на мнение фанатов спустя 65 миллионов лет... 

Отбирая из стад Трицератопсов больных, слабых и молодых особей, Тираннозавр ограничивал их численность, блокировал распространение заболеваний среди них, обновлял поколения, представляя жизненных ресурс более молодым и сильным. Все это он делал, не имея ни малейшего желания заботиться об экосистеме. Для самого Тираннозавра, Трицератопс - это не какой-то там великий противник, а просто, еда, средство выживания.

Возможно, Трицератопс в своей экосистеме, доминировал на некоторыми другими травоядными динозаврами - Анкилозаврами и Орнитоподами, отбирая у них жизненный ресурс, в случае необходимости. В целом, имея по статистике 17 очков, он лидирует над такими бойцами, как Анкилозавр и Терезинозавр, которые, в природе, вынужденны были бы уступать ему дорогу. Но, при этом, сам должен почтительно относиться к крпуным Зауроподам. А от Ти-Рекса - обороняться. 

Мы видим, что рога Трицератопса не предназначенны для закалывания Ти-Рексов. Зато, если совместить два черепа Трицератопсов между собой, видно, насколько удобно они прилегают. Рога скрещенны, и нос одного упирается в скулу другого, как будто они и рождены для этого. А именно для этого и проектировались эти черепа! Вот откуда этот хлипкий нос - без него черепа не совместить! И еще - такое строение челюстей нужно для пережевывания грубой растительности - веток, возможно, коры. Вот для чего эволюционировал Трицератопс! Чтобы выжить. И, он неплохо пожил!