ФЭНДОМ

Spinosaurus aegyptiacus - вполне нормальный, довольно крупный рыбоядный динозавр, обитавший в позднем Мелу Северной Африки (альб-сеноман), и достигавший вполне расплывчатых размеров от 12 до 18 метров в длину и массы тела от 4-5 до аж 11-12 тонн. На самом деле, весьма интересный ящер, превращенный современными средствами массовой информации в некоего романтического рыцаря, который, размахивая лапами, зацарапает до смерти всем надоевшего Тираннозавра , запрыгнет на спину Диплодоку, и вырвет ему хребет, и единым ударом чудовищной лапы вышибет мозги Кархародонтозавру. 

В данное время, весьма интенсивную войну с мифами о Суперспинозавре ведет сайт Динозавры.афлу. 

Средства распространения мифов о Спинозавре.Править

  1. Псевдодокументальные фильмы о динозаврах, которые в последнее время захлестнули экран. 
  2. Научно-популярные статьи в интернете
  3. Научно-популярные книги для детей
  4. Отчасти - научные статьи, в которых допускаются отдельные логические ошибки для того, чтобы создать сенсацию из ничего. 

Образ Спинозавра в фильмах BBCПравить

Как уже говорилось, в представлении ББС, Спинозавр - это тот самый рыцарь на белом коне, который, уничтожив Тираннозавра, создаст сенсацию. Цель таких фильмов - создать себе рейтинг просмотров, но никак не просвещение зрителей. Доказав большей части публики, что Спинозавр - именно тот воин, что покарает зло в образе Тираннозавра, ББС создает сенсацию. 

Не известно только одно: почему во всех документальных фильмах про динозавров возможности Тираннозавра сильно преуменьшают. Ведь, это наоборот, казалось бы, не ведет к сенсации. Есть две версии: возможно, сами создатели этих фильмов не знают многочисленных удивительных фактов о Тираннозавре, и уже считают его "отработанным материалом", ненужным для производства новых сенсаций. Тираннозавр никому не нужен, рассуждают в BBC, с его помощью уже не создашь сенсацию, а потому не стоит даже показывать про него что-то новое. Между тем, как раз о Тираннозавре известно множество интересных фактов, на основе которых можно создать динамичный и полностью реалистичный фильм и не один. Это, однако, не удивительно, потому как по Ти-Рексу значительно больше фактического материала, чем по тому же Спинозавру. О Спинозавре то почти ничего не известно. Но, то что известно противоречит образу романтического рыцаря, каким его выставляют в BBC. Также, не исключено, что возможности Ти-Рекса во всех фильмах намеренно занижают в связи с его создавшейся репутацией. 

Репутация "актера" очень сильно влияет на его дальнейшую актерскую судьбу. Представьте, мог бы Евгений Петросян сняться в каком-нибудь серьезном боевике, фильме ужасов, или патриотическом фильме? Мог бы Михаил Задорнов сыграть в какой-нибудь трагедии? Может, и могли бы, да вот только зрители бы этого не поняли, потому, что у них уже есть своя репутация. Майк Тайсон теперь уже далеко не тот. Он больше не агрессивный зверь, он уважает многих других боксеров, и попросил Холлифилда прощения за откушенное ухо. Но, в представлении народных масс он навсегда останеться неким диким людоедом. 

Также могло быть и с Тираннозавром. Самый первый, культовый фильм, который влияет на наше восприятие Тираннозавра с детства, это "Парк юрского периода". В этом фильме Тираннозавр показан именно как тиран - как некий ужасный Бармолей и властитель над беззащитными жертвами. Именно над беззащитными. В течение фильма, Тираннозавр преследует только небольшие объекты, проявляя при этом чудовищную, ничем не обоснованную ярость. Он рычит во время преследования джипа, рычит, толкая машину, рычит на маленькую, испуганную девочку. В представлении большинства людей, таким образом, Тираннозавр - это зло, запугивающее детей в ночи, зло, тиранящее беззащитную жертву. Такое зло должно быть наказанно. И вот, стандартно, в "Парке 3" появляется палач зла - Спинозавр. Именно роль зла, которое неизбежно падет под ударами добра, возможно, и играет Тираннозавр во всех документальных фильмах о динозаврах. Заметьте, ни в одном фильме Тираннозавр никогда не атакует успешно крупную добычу. Все последующие экранизации словно повторяли Парк, приписывая Тираннозавру черты охотника на мелкую добычу, способного совладать, в тяжелой битве, максимум, с Анатотитаном, и победно зарычать.

Бессовестный Тиран, поверженный достойным противником... 

Тираннозавр в фильмах всегда терпит крах, сталкиваясь с достойными противниками, разбиваясь о них, как Титаник об айсберг: шумно, красочно, неизбежно, неотвратимо. И вот, в очередном уже фильме, он падает, пронзенный рогом Трицератопса... 

Спинозавр же, при этом, играет роль добра, побеждающего зло. Во всех фильмах он представлен ловким и активным охотником на крупную добычу, убивающим все живое вне зависимости от его размеров, преследующим жертву на головокружительной скорости. Спинозавр представлен этаким супергероем, наподобие Человека-паука - единственным ударом, он сносит голову Кархародонтозавру, и ловко атакует самых больших Зауропод! 

Отчасти, эти мифы подерживают не только дети. 

А на самом делеПравить

А на самом деле, размеры, а тем более вес Спинозавра - настоящая загадка для ученых. Дело в том, что они далеко не волшебники, и не в состоянии определить общие габариты нового вида, имя в распоряжении только пару костей. MSNM V4047 - все, что известно от самого крупного образца Спинозавра, известного науке. Фрагмент верхней челюсти, длиной 98.8 см. Как вы думаете, каким образом по ней вообще можно определить длину и вес всего животного? 

Все просто, да, никак. Можно только приблизительно прикинуть. 

А как можно прикинуть? Ну, например так: берем аналогичный фрагмент от ближайших родственников - других Спинозаврид, соизмеряем с размерами тела, вставляем в полученную разницу результаты измерения Спинозавра, и, вуаля! Вот вам очень приблизительный размер Спинозавра. Только вот есть загвоздка: отношение длины тела к длине черепа у разных Спинозаврид разное. Хмммм, и у Спинозавра оно могло быть совсем не таким, как у его родственников. И полного скелета Спинозавра нет ни одного. Получается. пришли вновь к тому, от чего шли. Все что есть - фрагмент верхней челюсти длиной почти метр.

Само же животное могло быть и 12 и 13 и 14 и 15 и 18 метров в длину. Сколько именно? Неизвестно. Соответственно, меняется и вес. Оценка массы тела в палеонтологии - вообще наука темная. И если нет точных данных о размерах и форме основных костей (толщина позвонков, размеры костей таза, толщина и длина бедренных), то вес вообще не определить. То что мы имеем - очень приблизительные оценки на основании ближайших родственников, с учетом их строения тела. А, вдруг, у Спинозавра были необычайно тонкие, пневматизированные позвонки, как у Зауропод? Тогда он был относительно легче своих рлдственников. Или наоборот. Словом, без скелета, имеющего хотя бы сохранность в 40-50% ни длину ни вес Спинозавра точно не определить. Науке не известны ни передние конечности ящера, ни задние. 

А все, что известно о Спинозавре, противоречит популярному его образу супербийцы. 

Прежде всего, ни на каких Зауропод Спинозавр не нападал. Он вел относительно тихий, размеренный образ жизни вблизи водоемов, откуда редко далеко отходил. Спинозавриды имеют относительно небольшой таз, тонкие задние конечности и небольшие позвонки. Это указывает на то, что к передвижению по суше они были приспособленны хуже других Теропод. Им и не нужно было бегать за добычей. Они стояли в воде, их их массу тела поддерживала водная гладь. Судя по анализам изотопа водорода, Спинозавры действительно большую часть времени проводили, лежа в воде. А ни как не бегая за Зауроподами на суше. 

Длинная, вытянутая морда, оснащенная датчиками давления как нельзя лучше подходит для ловли рыбы. Специальные рецепторы на морде Спинозавра улавливали колебания воды, когда рыба проплывала мимо, а далее - следовал молниеносный бросок в ее сторону длинной узкой морды, имеющей гибродинамичную форму. Тонкая, гибкая, длинная, как у цапли шея изгибается, и длинные челюсти ловят рыбу. Все это как нельзя лучше подходит именно для этой цели - выслеживать и ловить рыбу в муной воде. Но никак не подходит для атаки на Зауропод. Потому что Спинозавр эволюционировал, чтобы выжить, приспособиться к своей среде обитания, а не для того, чтобы быть романтическим рыцарем-убийцей Тираннозавров. 

Tirannozavr-protiv-spinozavra

Суперлапы

"Чудовищные" лапы Спинозавра науке не известны. На основании пропорций его родственников, очень приблизительно реконструируют и его конечности. И как раз судя по этим реконструкциям, верхние конечности у Спинозавра могли иметь длину 1/9 по отношению к телу. Много эти или мало? Представим, что вы имеете отношение рук 1 к 9 от роста. Тогда, при росте в 180 см, ваши руки имеют длину 20 см. Много это или мало, чтобы снести голову человеку, размером с вас или чуть меньше? По-моему, ответ очевиден - драться такими культяпками не стоит. Если бы 4 метровый тигр имел то же отношение длины лап к телу что и легендарный "убийца Тираннозавров" то его передние лапки были бы 44 сантиметра в длину. Достаточно ли этого, чтобы убить, ну например, медведя? Или хотя бы кабана? Или лося? Вот такую же "службу" передние лапы сыграли бы и Спинозавру в бою с любым крупным хищником - они были бы абсолютно бесполезны.

Для наглядности - реконструкция скелета Спинозавра от Скотта Хартмана, и обозначенный радиус действия его верхних конечностей, благодарим администрацию этого сайта 

Правда о СпинозавреПравить

BBC воспитывает в молодежи однобокость мышения. Мол, прав тот, кто сильнее, и точка. И что, мол, важна только сила и умение убивать. На самом деле, Меловой период давно прошел, и все эти сильные животные уступили место сообразительным крысам, наглядно продемонстрировав бесполезность физической мощи и даже ее уязвимость в отдельных случаях. Майк Тайсон сильнее Владимира Путина, и может его убить физически, однако, задавшись такой целью, чего он смог бы добиться? 

Спинозавр - не Тираннозавр и решал конфликты не ломанием челюстей, а возможно, лишь запугиванием посредством своего паруса и демонстрационных поз. 

Спинозавр не был неким супервоином, он эволюционировал для других целей и выживал в своей среде обитания. И со своей задачей он справлялся также хорошо, как тот же Тираннозавр - со своей. Таким образом, в глобальном смысле, никто не хуже, они равны!